Работа по логопедическому сопровождению в дошкольном образовательном учреждении

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Звуки – это основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить - средством общения. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому в учреждениях для детей, где есть дети с нарушениями речи последовательно осуществляется обучение и воспитание по специальным адаптированным программам, предусматривающим наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (речевым) нарушением. Когда дети с нарушениями речи посещают массовый детский сад, то дефект речи может препятствовать полноценному усвоению программного материала, тормозить общее развитие и создавать трудности в социальной и трудовой адаптации. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно – образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных на базе логопедической группы, логопункта.

Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направление их на медико-психолого-педагогическую комиссию осуществляется логопедами детских поликлиник, педиатрами, психиатрами и невропатологами, логопедами детских садов и школьных логопедических пунктов.

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора. Чтобы правильно организовать службу сопровождения в ДОУ необходимо определить способы практического осуществления процесса индивидуального сопровождения, в основе которого лежит:

- Диагностика, с целью выявления проблем. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте, с целью дальнейшего зачисления в логопедическую группу или логопункт.

- Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

- Первичная помощь на этапе реализации плана решений, разработка индивидуальных коррекционных планов работ для каждого ребенка с нарушением речи, практическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения весь период посещения ребенка логопедической группы или логопункта. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. Эксперсс-диагностика звукопроизношения, конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, заполнение индивидуальных речевых карт, перспективных планов, направленных на решение коррекционных задач.

Индивидуальное сопровождение – это система взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех педагогов и специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а также направленно на всестороннее развитие способностей ребенка.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Целью деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности, является профилактика и коррекция нарушений речи у детей. Профилактическая логопедическая работа заключается в проведении консультаций, открытых занятий, мастер-классов и педагогических выступлений для родителей и воспитателей по различным вопросам развития речи детей.

Профилактическая логопедическая помощь оказывается детям раннего и младшего дошкольного возраста. Коррекционная логопедическая помощь оказывается детям среднего и старшего дошкольного возраста, и заключается в проведении индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях по коррекции имеющихся нарушений звукопроизношения.

Групповые занятия подразумевают общее развитие речи, которое включает в себя артикуляционную и пальчиковую гимнастику, выполнение заданий на раздаточных материалах, развитие связной речи с помощью рассказов по серии картинок, дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и внимания, с помощью подвижных игр, игр с мячом др.

Подгрупповые занятия включают в себя артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закрепление упражнений на постановку звуков, выполнение заданий посредством раздаточного материала и развитие речи с помощью подвижных игр, игр с мячом и т.д.

Индивидуальные занятия проводятся с целью отработки артикуляционной и пальчиковой гимнастики, собственно постановки звуков, дальнейшего закрепления и автоматизации поставленных звуков с помощью проговаривания чистоговорок, составления рассказов по картинкам, выполнения заданий на раздаточном материала и различных подвижных игр для коррекции звукопроизношения и развития фонематических процессов.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией.